МБУК "Карачевская межпоселенческая районная библиотека им. Баранских Н.Н. и Н.В."
Назад к списку

Юбиляры мая – 2023

28 мая исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся русской писательницы, драматурга Ольги Дмитриевны Форш.

Ольга Дмитриевна Форш (28 мая 1873 г. – 17 июля 1961 г.) родилась в Дагестанской области. Ее отец – генерал Д. В. Комаров был начальником военного округа. Мать умерла рано, отец вторично женился. В 1881 году после смерти отца, мачеха определила Ольгу в Александровское училище для дворянских сирот, а затем – в Николаевский Сиротский институт в Москве. В 1895 году Ольга поступила на учёбу в мастерскую художника Павла Чистякова. В числе его учеников были Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Врубель. Ольге очень нравилось рисовать.

В 1895 году писательница вышла замуж за поручика Сапёрного батальона Бориса Форша. Сначала супруги жили в Киеве, а иногда – в смоленском имении Форшей, а в 1910 году они переехали в Царское Село. Ольга работала в детском саду, преподавала рисование, а после революции задумалась уже о литературной деятельности.


Произведения Форш стали издаваться с 1907 года. В «Киевском вестнике» Ольга Дмитриевна опубликовала свой первый рассказ – «Черешня». В 1908 году в журнале «Русская мысль» был напечатан рассказ «Был генерал», который Ольга считала первым своим удачным произведением. В этом рассказе, а также в «Застрельщике» и «За Жар-птицей» Форш обращается к теме духовного пробуждения личности. В эти годы Ольга Форш много писала и публиковалась, работала над романом «Оглашенные», из которого впоследствии были выделены самостоятельные произведения (рассказы «Идиллия», «Катастрофа», «Африканский брат», «В монастыре», «Аттестат зрелости», «Климов кулак», «Товарищ Пфуль», пьеса «Равви»). Форш писала в своих рассказах также о предреволюционном быте городов и деревень, многие ее произведения освещают вечные ценности человеческого бытия – прославление культа женщины.

В 1920 году умер ее муж. Ольга Дмитриевна возвратилась из Киева в Санкт-Петербург, поселилась в Доме искусств. Первые послереволюционные публикации относятся к 1918 году. Писательницу интересовал быт, рассказы пронизаны событиями Гражданской войны на Украине.

С начала 1920-х гг. Форш стала создавать исторические романы. Всего ею написано более десятка романов, такие, как «Одеты камнем» (1924–1925), «Горячий цех» (1926), «Современники» (1926), трилогия «Радищев», «Первенцы свободы» (1950–1953).

Исторический роман «Одеты камнем» повествует о трагической судьбе революционера Михаила Степановича Бейдемана, заключенного в 1861 году без суда и следствия в одиночную камеру Алексеевскою равелина. Произведение написано от лица близкого друга революционера, ставшего причиной двадцатилетнего одиночного заточения героя в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Это трогающая предельной откровенностью исповедь человека, предавшего товарища юности и молчавшего об этом полвека.

В романе показаны духовные идеалы революционеров, готовых пожертвовать собой ради блага Отечества – такого, каким они его видели.


Второй исторический роман О. Д. Форш «Современники» (1931) посвящен духовной драме двух великих представителей русской культуры: писателя Н. В. Гоголя и художника А. А. Иванова. Критика, предполагавшая увидеть историческое повествование о трагическом характере развития русской культуры в условиях самодержавия, с неудовольствием констатировала, что действие романа проходит далеко от крепостной России. Сюжет – мучительные поиски истины художниками – развивается вне социально-исторической драмы крепостнической России и связан, в авторской трактовке, с внутренним сознанием героев, что было интерпретировано критикой как свидетельство продолжавшейся в идейном развитии Ольги Форш борьбы нового, революционного мировоззрения с остатками все еще не преодоленных влияний символизма и декадентства.


Трилогия «Радищев» повествует о драматической судьбе первого русского революционного мыслителя, писателя А.Н.Радищева. Писательница дает в романе широкую панораму российской действительности, рисует яркую картину социально-исторических противоречий русской жизни того времени, ставших объектом яростных обличений в произведениях А. Н. Радищева.


«Сумасшедший корабль» – «последний роман Серебряного века» написан в 1930 году, тогда же был напечатан в журнале «Звезда», вызвал шквал критики и долго в Советском Союзе (из цензурных соображений) не издавался. В основе романа — жизнь петроградского Дома искусств (ДИСКа), созданного в 1919 году по инициативе Корнея Чуковского и при ближайшем участии Максима Горького, где жили и работали писатели и художники — Александр Блок (Гаэтан), Андрей Белый (Инопланетный Гастролер), Евгений Замятин (Сохатый), Михаил Слонимский (Копильский)... Псевдонимы легко разгадываются, истории жизни почти подлинны, но главное — Ольга Форш описала удивительную судьбу Художника во время Революции.


В 1941 год, с началом Великой Отечественной войны, Ольга Форш уехала в Свердловск, где выступала в воинских частях, госпиталях, работала над романом «Михайловский замок». Как и в большинстве романов Ольги Форш, в «Михайловском замке» нет ни сквозного сюжета, ни центрального героя. Герой этого романа – Петербург в пору недолгого трагического царствования Павла. Император, один из героев романа, фигура сложная, драматическая, противоречивая. И Суворов – ярчайший образ эпохи. Воссоздать эпоху – одна из задач романа, повествующего о творцах великого города, о зодчих его: о Баженове, о Воронихине, о молодом Карле Росси. О трагических судьбах русских художников в условиях самодержавия, о драматизме социальных и творческих противоречий, раздирающих душу гения.


Последние годы жизни писательница посвятила роману «Первенцы свободы» – о судьбе декабристов, выступивших 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Первенцами свободы назвала писательница людей, первыми принесших России мечту о свободе и совершивших дерзкую попытку ее осуществления.


В 1954 году Ольга Форш переехала в небольшой поселок Тярлево, недалеко от Павловска – ей очень нравилось это место. Там написал ее большой портрет художник Алексей Можаев. Последние годы из-за проблем со здоровьем писательница жила там почти безвылазно. Ольга Дмитриевна Форш умерла 17 июля 1961 года в Тярлево, похоронена на Казанском кладбище.

Ольга Дмитриевна Форш пользовалась заслуженным уважением среди коллег, ее произведения часто переиздавались.

Информация подготовлена по материалам из открытых источников

Т. Б. Курганская, ведущий библиотекарь абонемента